
С каждым годом все крепче становится чеченско-израильская дружба. В Грозном на днях побывала делегация из Израиля. Власти республики вместе с гостями из еврейских общин России заложили капсулу на том месте, где в скором времени возведут синагогу. Одну из центральных улиц чеченской столицы переименовали в честь бывшего ректора Чеченского университета Виктора Кан-Калика. А футболисты иерусалимского «Бейтара» приняли участие в товарищеском матче с грозненским «Тереком». Как сообщает официальный сайт чеченской команды, «в упорной борьбе, проходившей на газоне «Ахмат Арены», соперники не выявили победителя, матч завершился нулевой ничьей». Как и полагается между друзьями.
Художественный руководитель Московского государственного театра эстрады Геннадий Хазанов, также приехавший в составе еврейской делегации, сказал пламенную речь. Поблагодарив главу Чечни Рамзана Кадырова и отметив, что «без его благословения вряд ли могло произойти то, что мы сегодня видим», Хазанов посчитал своим долгом опровергнуть слухи «о каком-то национализме в этом регионе».
![]()
«Хотел бы особо отметить, что Чеченская Республика всегда была радостью и гордостью России»
Чеченские евреи в Израиле или Дети лейтенанта Шмидта
Но оставив в стороне остроты придворных шутов, следует все же отметить, что в последние годы и впрямь наблюдается то, что на языке официальных сообщений называется «сближением сторон» и «активизацией контактов» между официальным Грозным и представителями Израиля. Началось все чуть более года назад, когда в Чечню, вдруг откуда ни возьмись прибыла делегация «чеченцев из Израиля».
До этого момента никто не догадывался о том, что в Израиле, на оккупированных палестинских землях, в городе Абу-Гош, проживают чуть ли не исключительно этнические чеченцы, якобы поселившиеся там еще в начале 16-го века. Впрочем, никто не догадывался не только об этом, но и о самом факте существования города под названием Абу-Гош, который, однако, за прошедший год жители Чечни называют с такой же привычностью, как если бы речь шла о Гудермесе или Шалях, – так много им успели рассказать по местным СМИ о вновь обретенных родственниках и земляках, несколько веков тосковавших лютой тоской по своей исторической родине.
Абу Гош на карте
В составе делегации из далекого Абу-Гоша был человек по имени Салим Джабер, представившийся мэром этого города, а также некая Татьяна Горевич, рассказавшая пару трогательных подробностей про жизнь «израильских чеченцев». В частности, о том, что население города Абу-Гош, «на 99% состоящее из потомков чеченцев, делятся на 4 тейпа, которые не допускают кровосмешения с другими народами, храня чистоту своего рода». Такая демонстрация знаний о менталитете чеченского народа, подкрепленная употреблением слова «тейп», похоже, окончательно убедила власти республики в том, что и в самом деле они имеют дело с блудными родичами. Поэтому прием для гостей был устроен знатный. Для них исполнили песни на чеченском, на котором, кстати, ни один из гостей ни слова почему-то не говорит, станцевали лезгинку, а после встречи с председателем правительства республики еще и поводили по горам, чтобы подышали, так сказать, ароматом родины.
Документы или какие-либо доказательства причастности «чеченцев из Израиля» к собственно чеченскому народу спросить, наверное, постеснялись. Во всяком случае, никаких исторических данных о том, что на территории современного Израиля проживает чеченская община числом аж в 7000 человек, «городу и миру» представлено не было. Гостям просто поверили на слово. Тем более, мэр Абу-Гоша обещал сразу же по возвращении в Израиль назвать одну из улиц своего города именем Ахмад-Хаджи Кадырова. Ну как тут спросишь про документы?
От нашего стола вашему. И обратно
Вернувшись в Израиль, Салим Джабер слово сдержал, и в самом деле поставив вопрос перед местным муниципалитетом о переименовании одной из улиц в честь героя России Кадырова-старшего. В честь такого события с ответным визитом в Израиль отправилась делегация из Чечни, в составе которой находились культурные и религиозные деятели. А глава Чечни Рамзан Кадыров распорядился построить в Абу-Гош мечеть.
«Эти люди через сотни лет пронесли память о своем происхождении. Они хотят сохранить свою национальную идентичность и культурную самобытность. Необходимо отправлять в Абу-Гош учителей родного языка. Важно приобщить их к нашим обычаям, традициям, духовным ценностям, помочь им в изучении чеченского языка и письменности»
С тех пор связи между Чечней и вдруг оказавшимся ей совсем не чужим Израилем все крепнут. К настоящему моменту они окрепли настолько, что в Грозном решено возвести синагогу.
Улица Субботников (Кан-Калика) в Грозном.
Синагога, как сообщается, будет построена на улице Субботникова, которая накануне в ходе торжественной церемонии была переименована в честь бывшего ректора Чечено-Ингушского государственного университета Виктора Кан-Калика.
Видео: синагога в Чечне
Сами по себе такие жесты можно только приветствовать. Тем более, что до того, как воинствующие безбожники – большевики пришли к власти и разрушили или переделали все молельные дома, в центре Грозного уже был еврейский храм. Причем мечеть и синагога располагались рядом друг с другом как раз на той самой улице Субботникова, которая теперь переименована.
Что касается названной в честь Кан-Калика улицы, то и это вполне понятно. Виктор Кан-Калик был ректором Чеченского Госуниверситета. В 1991 году, в начале революционных страстей в республике, он был похищен и застрелен неизвестными. Хотя в Чечне до сих пор бывшие студенты, учившиеся в университете в бытность его ректором, рассказывают про коррупцию, процветавшую в те годы в главной альма-матер республики, а про его шовинистическое отношение к студентам- чеченцам и ингушам до сих пор ходят легенды, все же этот человек стал жертвой бандитов. А улицы в Грозном чьими только именами в последние годы не называют.
Правда, не нашлось среди этих улиц одной, которую назвали бы именем другого человека, убитого теми же бандитами в тот же вечер – Абдул-Хамида Бислиева, коллеги Кан-Калика. В тот трагический вечер он случайно оказался свидетелем похищения ректора, попытался помешать преступникам и был застрелен на месте.
Есть ли горские евреи в Чечне или это храм без паствы?
Но вернемся к синагоге на одной из центральных улиц Грозного. Как рассказал пожелавший остаться неназванным представитель департамента по национальной политике Чечни, согласно результатам последней переписи населения, в республике в настоящее время проживает 2 еврея. Но как ни пытались представители властей задействовать их в качестве «местной еврейской общины», оба они не захотели принять участие в праздничных мероприятих по случаю строительства синагоги. Проще говоря, не захотели светиться.
Как таковой, следовательно, еврейской паствы, нуждающейся в храме, в Чечне не существует.
Раньше, до начала чеченских войн, существовала. По статистике 70-х годов прошлого столетия, в Грозном проживало около 10 тысяч евреев, среди которых подавляющее большинство составляли таты, так называемые горские евреи, и незначительное количество ашкенази. Жили они в таких районах Грозного, как Бароновка, Трампарк, Сахалин, а самым компактным местом проживания грозненских евреев была улица Московская.
В основном, это были горские таты. Причем, прекрасно интегрированные в чеченское общество. Практически, из всех населявших тогдашнюю Чечено-Ингушетию народностей самые тесные связи и дружеские отношения с чеченцами были именно у местных евреев, в то время как представители «титульной» тогда во всем Союзе национальности относились к местным жителям зачастую как варварам и дикарям.
Горские евреи работали преимущественно в культурном-просветительском секторе, – Государственной филармонии, в Концертном Зале, в архивах и музеях. Чуть ли не половину чеченской филармонии и симфонического оркестра, к примеру, составляли горские евреи. Многие из них танцевали лезгинку и знали чеченскую народную музыку чуть ли не лучше самих чеченцев и практически без акцента говорили на чеченском. В свою очередь, чеченцы с большим уважением относились к местным евреям. В народе рассказывали истории о том, что когда чеченцев и ингушей депортировали в Среднюю Азию и Сибирь, единственной народностью, которая не посягнула на оставшееся от высланных добро и дома, были евреи. Якобы раввин грозненских евреев запретил прикасаться к имуществу несправедливо сосланных чеченцев.
Что в этой истории правда, а что – миф, установить уже невозможно, но факт заключается в том, что никаких межнациональных проблем между местными евреями и чеченцами не было, а покинувшие с началом боевых действий Чечню представители еврейской общины до сих пор ностальгируют и по тем временам, и по старому Грозному, и по чеченским друзьям.
Вот только возвращаться в новый глянцевый Грозный никто из них, осевших преимущественно в Пятигорске, Минводах и Ессентуках, либо эмигрировавших в Германию и Израиль, не спешит.
Тогда для кого в Грозном так спешно возводится храм, в котором некому молиться? На кого рассчитана синагога в республике, где проживает всего два еврея?
Синагога Грозного: для информации
- Сами чеченцы не евреи, но существуют горские евреи — это таты, их было около 10 000 человек на территории Чечни в 1970-х годах. В 1897 году в Терской области были переписаны 1860 евреев из них 1711 человек — в Грозном. В настоящее время по официальной статистике их практически нет на территории Чечни на протяжении последних 20 лет.
- Евреи Чечни, как и во многих других регионах России, традиционно занимали должности в интеллектуальных и творческой сферах. При этом на сегодняшний день Чечня — это современный регион, обладающий инфраструктурой для таких рабочих мест. Например, в Грозном существует Чеченская государственная филармония, Союз писателей Чеченской республики, различные школы искусств и другие учреждения.
- Еврейская община Грозного ранее имела свою синагогу с 1872 по 1944 годы, когда она была уничтожена при штурме Грозного. Руины были демонтированы к 1957 году. В середине XX века (советский атеистический период) в Ашкеназской синагоге находилось Грозненское музыкальное училище.
- 8 января 2013 года был заложен первый камень в основании новой синагоги Чечни для еврейской общины Грозного.
- Адрес синагоги в Грозном. Точного адреса, как и открытия синагоги в Чечне не было ввиду неоконченного строительства. Но физически это то же место, где синагога располагалась в прошлом веке. Это улица Субботникова, ныне переименованная в улицу Кан-Калика.
- Известные чеченские евреи: раввины Моше Царнис, Шауль Биниамини, Исраэль бен Ашер, историк Илья Шеребетович Анисимов, участник сионистского конгресса Матвей (Матитиягу) Богатырев, врач Арон Бениаминов, режиссер Грозненского театра Арсений Григорьевич Ридаль, балетмейстер Наами Рабоевна Ифраимова, музыковед Лев Николаевич Раабен, художник Владимир Шимдуевич Богатырев, поэт Виктор Агавович Рабаев, скульптор Иосиф Вардан, ректор чеченского государственного университета Виктор Абрамович Кан-Калик, министр образования Чечни Гельман Ефим Леонидович, председатель правительства Чечни Кошман Николай Павлович.
Чеченцы и евреи, что общего
- Чеченские тейпы обычно родственно не пересекаются с евреями, включая татов.
- Во времена Российской империи евреи первыми договорились с чеченцами о том чтобы селиться за Сунжей на чеченской стороне, где находился базар Грозного. Еврейская слобода к 1866 году имела более 150 домов и более 20 торговых лавок, а также виноградники.
- Во время депортации чеченцев в 1944 году раввин местных евреев запретил им присваивать себе имущество чеченцев.
- В XIX веке Грозном было по факту две синагоги (ашкеназийская, для горских евреев), два училища, два раввина