
Одной из ключевых характеристик современного постиндустриального общества является относительное отношение ко всему происходящему. Относительность стала основой современной толерантности, мультикультурализма, науки. Конечно, в некотором приложении это эффективное отношение, позволяющее избегать конфликтных ситуаций и терпимее относится к другому мнению. Однако ее обратной стороной стало циничное лицемерие, позволяющее оправдать любой поступок и отношение. Например, в современном обществе практически никто не отрицает вред алкоголя для человека. Однако реальных, крупных компаний афиширующих вред алкогольных напитков крайне мало. То, что употребление алкоголя несет разрушающее воздействие на организм, знает любой сознательный человек, однако употребления алкоголя от этого в мире не становится меньше. В чем причина такого коллективного помешательства?
Я бы выделил две основные причины такого положения вещей: субъективную и объективную. Ко второй бы отнес тот факт, что особенностью современного информационного общества является вовсе не своевременное обеспечение человека информацией, а создание образов, иллюзий и манипуляций сознанием. Крупным корпорациям, производящим алкоголь элементарно выгодно пропагандировать такой образ проведения досуга, который сопровождается употреблением спиртных напитков. Речь идет как об «элитных» напитках, таких как бренди, виски и ром, так и «пойле для народа» - пиве, водке и энергетиках. Технология рекламы заключается в том, что при показе своего товара скрываются вредоносные его последствия и пропагандируются его плюсы. Удивительным является факт, что люди прекрасно осведомлены к каким последствиям ведет употребление алкоголя, однако массово продолжают поглощать эти напитки. А ведь эта одна из главнейших проблем нашего общества сейчас – проблема на уровне генофонда. Ведь употребляя алкоголь, человек портит здоровье не только свое, но и своих будущих детей. Кроме того, велика вероятность того, что дети, выросшие в такой семье, также будут употреблять спиртные напитки, а это приведет к тому, что общий объем хронических заболеваний увеличиться на генном уровне. Через несколько поколений их потомки будут рождаться с целым букетом болезней от врожденного порока сердца до слабоумия. Увеличение такой картины приведет к тому, что на свет станут появляться тысячи новорожденных, которые платят своей неполноценной жизнью за удовольствия предков.
Недавно главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявил, что в стране насчитывается 2,2 млн. алкоголиков и более 500 тыс. "тяжелопьющих", которые уже не могут обходиться без алкоголя, но им еще не поставлен диагноз алкоголизма. Рискну предположить, что это еще заниженные цифры, поскольку есть еще так называемые «домашние алкоголики», которые не обращаются врачам, кроме того, пьющий человек, как известно, очень долго не признает свою зависимость от спиртного и поэтому не прибегает к помощи медицины.
Кроме того, как отметил главный санитар России, до 80 тыс человек ежегодно умирают в России от заболеваний, связанных с употреблением алкоголя. Если прибавить к этой цифре, что 30-40% дорожно-транспортных происшествий в России совершаются в состоянии алкогольного опьянения, то масштабы трагедии сложно недооценить. Ситуация для страны катастрофическая.
Теперь хотелось бы обратиться к другой, на мой взгляд, причине тяги человека к алкоголю – субъективной. Современное постиндустриальное общество рождает новый тип человека – индивидуалистически-ориентированный. Достижение материального благополучия очень часто не дает человеку ощущения счастья. Показательным является факт, что самое большое количество самоубийств в Европе приходится на наиболее благополучные Скандинавские страны (в частности, на Данию). Современное западное (и не только) общество превратилось в общество одиночек. Всемирные процессы урбанизации, когда люди из сельской местности активно переезжают в крупные города, приводят к еще большему обособлению человека, когда он остается один на один с собой. Современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного «принудительного общения», когда ему приходится ежедневно приходиться иметь дело с большим количеством незнакомых и чужих ему людей. Вынужденное общение, массовое производство одинаковых маек, брюк, причесок, фраз, вкусов, стилей поведения, привычек, чувств, желаний уничтожает нашу уникальность и неповторимость, стирает представление о себе как самоценности. Итог: одиночество как продукт «полного отчаяния» городской жизни. Пытаясь справиться с навалившимся стрессом, многие люди ищут самый легкий и простой путь – алкоголь, наркотики и т.п.
Если же говорить о нашей стране, то сформировавшаяся советская ментальность старшего поколения не смогла справиться с теми глобальными трансформациями, которое претерпело наше общество и государство в 90-е годы прошлого века. Это привело к духовному кризису, стрессу и надрыву. Разочаровавшись в прежних ценностях, но, не имея прочной духовной основы, многие стали искать утешение в алкоголе и прочих разрушающих сущность человека пороках. Многие их дети последовали, к сожалению, примеру своих родителей.
Однако, к счастью, не все. Часть молодежи нашла свой спасительный путь и смогла адаптироваться к новым условиям, обратившись к религии, осознав то спасительное начало, присутствующее в Исламе.
Ища порой какие-то сложные механизмы решения вопроса алкоголизма: от пиар-кампаний против употребления спиртного до введения «сухого закона», очень часто игнорируются наиболее доступные методы. В обществах, где сильно религиозное начало, проблема алкоголизма находится на одной из последних мест или же ее вообще не существует.
В Священной Книге всех мусульман ясно сказано: "Они тебя о винах и азартных играх вопрошают. Скажи: в них грех большой, но есть для вас и польза, хоть больше в них греха чем пользы" (Коран, 2: 219). Или другой аят «О вы, кто верует. Все, что пьянит (и травит) ум, азартные затеи, И камни (жертвенников, алтарей, и мест молений), и жребии на стрелах. Все это мерзость, что измыслил сатана. Так воздержитесь же от этих искушений, чтобы иметь вам счастье и успех" (Коран 5; 90).
Порой именно такое категоричное отношение Ислама к алкоголю является препятствием для обращения людей к этой религии. Из истории мы знаем примеры, когда именно запрет на спиртные напитки, являлся поводом отказа в принятии ислама целых государств. Например, князь Владимир, выбиравший между византийским христианством и Исламом, склонился к христианству из-за запрета в Исламе употреблять дурманящие напитки. Свой выбор он объяснил словами, легшими в основу будущей государственной идеологии: "Веселие Руси есть пити".
Не будем забывать, что одной из главных причин пропаганды употребления алкоголя, как образа жизни, является заинтересованность крупных корпораций производящих спиртные напитки. И здесь также стоит отметить, что Ислам пошел намного дальше, чем многие борцы с алкоголем, которые воюют порой только со следствиями, а не с причинами. Ведь очевидно, что пока есть заинтересованные в продаже алкоголя лица, беду эту не победить. Поэтому в Коране сказано, что, если Аллах запретил какую-то вещь, то деньги, полученные путем ее производства или купли-продажи, являются грешными, даже если эти деньги затем истрачены на добрые дела.
Сегодня же один из самых низких уровней наркотизации и алкоголизации общества наблюдается в тех странах, где распространен Ислам. В странах, где действуют нормы Шариата, распространение и употребление наркотиков карается самым суровым образом, вплоть до смертной казни.
Интересные факты. Стоит задуматься об этом.